Статья Системы «Город»: Конъюнктура рынка и тенденции 2018 года в сфере ЖКХ. Взаимодействие с ГИС ЖКХ

Mazanov.jpgВ начале декабря вышла публикация статьи Федеральной Системы «Город» в журнале «Управление многоквартирным домом».

О конъюнктуре рынка жилищно-коммунальных услуг, трендах и законодательных инициативах, ожидаемых в будущем году, а также о возможностях программных продуктов в сфере ЖКХ, которые позволят своевременно выполнять требования законодательства РФ и увеличивать рентабельность бизнеса, рассказывает директор Федеральной Системы «Город» Петр Мазанов.

- Петр Викторович, с экспертной точки зрения, на какие тренды Вы сейчас обращаете свое внимание?

- Вектор развития рынка ЖКХ во многом задает политика государства, определяя участников, их зоны ответственности и правила предоставления услуг на законодательном уровне. При этом сегодня среди наиболее значимых трендов для большинства игроков рынка можно выделить усиление роли информационных технологий и автоматизации деятельности субъектов отрасли ЖКХ, как в части взаимодействия с государственными структурами, так и с потребителями услуг. Сюда относится не только использование специализированного программного обеспечения для расчета платы за ЖКУ, но также автоматизированный сбор показаний приборов учета, автоматизация работы с дебиторской задолженностью, электронные каналы коммуникации: сайты УК, личные кабинеты абонента, в т.ч. мобильные приложения, сервисы рассылок уведомлений жильцам.

Самой животрепещущей темой для большинства участников сферы ЖКХ на сегодняшний день является задача по размещению информации в ГИС ЖКХ, так как сроки Федерального закона №209 «О ГИС ЖКХ» уже наступили, а с 1 января 2018 года для организаций начнут действовать административная ответственность и система штрафов за нарушения в работе с ГИС ЖКХ.

- Как повлияло появление ГИС ЖКХ на деятельность участников рынка? Возникают ли сложности у участников рынка в связи с внедрением этой глобальной платформы?

- В целом можно сказать, что с появлением ГИС ЖКХ на рынке ЖКУ проведена значительная работа по систематизации данных. Внедрение универсальной технологической платформы, объединяющей субъекты рынка ЖКХ, позволило участникам расчетов получать всю необходимую информацию для выполнения бизнес-задач.

В то же время участники, задействованные во взаимодействии с ГИС ЖКХ, столкнулись с существенными трудностями. Во-первых, поставщики информации должны регулярно и в установленные сроки вносить большой объем информации в единую государственную систему, а также использовать данные из нее в своих технологических процессах.

Большую сложность представляет сбор первичных данных – характеристик жилого фонда, информации о собственниках и нанимателях жилья, в т.ч. персональных данных, договоров между исполнителем услуг и потребителем. Информация по одним и тем же объектам, предоставленная разными участниками, может противоречить друг другу и «конфликтовать».

Во-вторых, в процедуру размещения данных вовлечено значительное количество участников, как следствие – большое число взаимодействий, огромный объем данных, отсутствие квалифицированных специалистов в силу их высокой стоимости, отсутствие специализированного программного обеспечения. Плюс жесткие сроки законодательства, устанавливающие, когда информация должна быть гарантированно размещена, например, сведения о выставленных квитанциях управляющая компания должна размещать 1-го числа каждого месяца, следующего за расчетным периодом.

- Какие рекомендации Вы дадите при выборе программных решений для интеграции с ГИС ЖКХ?

- Необходимо комплексно оценивать предлагаемые программные решения, автоматизирующие работу с ГИС ЖКХ. Не достаточно обеспечить только транспортный уровень между расчетной системой организации и ГИС ЖКХ: защищенное соединение и подписание запросов ЭЦП, поддержка программного протокола ГИС ЖКХ. При организации взаимодействия на первый план выходят задачи корректного сопоставления объектной модели информационной системы компании и ГИС ЖКХ, автоматической сборки и валидации данных, которые еще не были переданы в ГИС ЖКХ, оптимальной скорости передачи запросов и т.д. При текущей работе ГИС ЖКХ остро стоят вопросы осуществления сверки результатов размещения информации в ГИС ЖКХ, досылки/повторной отправки запросов.

Программные решения по интеграции с ГИС ЖКХ должны поддерживать двусторонний обмен с ГИС ЖКХ. Так, например, управляющая организация обязана при расчете начислений и выставлении квитанций использовать показания приборов учета, внесенные потребителями в ГИС ЖКХ через свои личные кабинеты.

Один из возможных вариантов стабилизации работы с ГИС ЖКХ – сотрудничество со специализированными технологическими партнерами. Например, Система «Город» покрывает сейчас все потребности УК, ТСЖ, РСО, органов местного самоуправления, региональных операторов капитального ремонта, связанные с взаимодействием с ГИС ЖКХ. Возможности Системы начислений ЖКУ «Город» позволяют производить надежный и стабильный обмен всей информацией, находящейся в биллинге, через программный протокол в установленные законодательством регламентные сроки. Так, например, с помощью модуля интеграции ФСГ управляющая компания может наладить автоматизированное размещение данных о жилом фонде и лицевых счетах, имеющихся договорах и поставляемых услугах, выставляемых населению платежных документах, приборах учета, показаниях, данных о квитировании платежей.

- Штрафные санкции – этот вопрос волнует многих. Когда вступают в силу штрафы и каков их размер?

- С 1 января 2018 года в силу вступают нормы КоАП РФ, согласно которым поставщики информации несут административную и материальную ответственность за неразмещение данных или размещение недостоверных данных в ГИС ЖКХ.

Орган контроля за раскрытием информации в ГИС ЖКХ – региональные жилищные инспекции –могут привлекать управляющие организации к ответственности за несоблюдение требований Федерального закона № 209-ФЗ и выписывать штрафы: для должностных лиц – 30 000 рублей или дисквалификация на срок до трех лет; для юридических лиц – от 30 000 до 200 000 рублей.

Резюмируя вышесказанное, подчеркнем, что наличие высоких штрафов в 2018 году может спровоцировать банкротство неподготовленных УК и ТСЖ, поскольку сегодня у многих поставщиков информации существуют проблемы со сбором данных в ГИС ЖКХ. Рекомендуем максимально серьезно подойти к проблеме информационного обмена и при выборе программного решения ориентироваться на комплексный подход к автоматизации всех бизнес-процессов, а также на наличие возможности оперативно реагировать на законодательные изменения, принимаемые на федеральном и региональном уровне.